В защиту мусульман

Одним из самых громких дел, которые в отношении мусульман рассматривал Европейский суд по правам человека, стал прецедент австрийки Элизабет Сабадич-Вольф. Еще в 2011 году криминальный суд Вены оштрафовал ее на 480 евро за утверждение, что пророк Мухаммед был педофилом. Спустя семь лет она добилась рассмотрения этого дела в ЕСПЧ. Но суд не встал на ее сторону и защитил права верующих.

«Судя по биографии Сабидич-Вольф, она жила в Иране и в одном из своих интервью признавалась, что реалии жизни в мусульманских странах воспитали в ней неприятие ислама. Она позиционирует себя как «эксперт по исламу» и вместе с тем придерживается правых взглядов, поэтому объективными ее высказывания никак не назовёшь, — рассуждает журналист и правозащитник Изабелла Евлоева. — Что касается пророка Мухаммеда, то рассматривать вопросы его женитьбы на Аише в отрыве от исторических фактов, контекста и климатических особенностей его места проживания, тоже в корне неверно».

Специалист по международному праву Мария Соколкова рассказала «Кавказ.Реалии», что такие дела называются «чувствительными».

«Как правило, они касаются этических и морально-нравственных вопросов и чаще всего решения по таким спорам становятся резонансными, — говорит Соколкова. — Перед судом стоит непростая задача соблюсти баланс при столкновении двух свобод. В данном случае, с одной стороны свобода религии и с другой — свобода выражения мнения. Это дело очень показательно в том плане, что является формированием практики того, как далеко мы можем зайти, говоря о той или иной религии. В этом смысле, дело «Мария Алехина и другие против России» (речь идет о Pussy Riot – прим. ред) также является частью формирующейся тенденции в представлении о свободе выражения мнения относительно религии».

Прошлой осенью ЕСПЧ рассмотрел и еще одно громкое дело: «Лачири против Бельгии». Он постановил, что исключение женщины из зала суда, являвшейся гражданской стороной в деле на том основании, что она носила «исламский платок» (хиджаб), равносильно нарушению религиозной свободы.

Это решение вызвало особый резонанс в Бельгии и Франции в связи с ростом запретов на ношение платка или религиозной символики в целом.

Еще раньше Европейский суд вынес решение, позволяющее работодателям на совершенно легальных основаниях не брать на работу людей с видимыми признаками ислама, в частности, мусульманок в хиджабе. Правда, есть уточнение: это должно быть написано в уставе организации заранее, иначе может быть расценено как дискриминация.

Впрочем, хиджабы и никабы – это постоянная тема для обсуждения в ЕСПЧ. Так, в 2014 году суд постановил, что принятый во Франции закон, запрещающий носить в общественных местах никабы, не нарушает Европейскую конвенцию по правам человека. Кстати, этот закон подвергся резкой критике ООН.

Оцените статью
Добавить комментарий