«Нужен поручитель – всё-таки это женщина, ответственность за неё должна быть»

Женское такси «Мехкари» («девушки» – пер. с чеч.) заработало в Чечне в мае 2019 года. Проект был профинансирован Фондом им. шейха Заеда по поддержке предпринимательства и инноваций. Изначально таксопарк располагал пятью автомобилями. Но сегодня из-за проблем с наймом опытных водительниц функционируют только четыре.

Все началось с опроса в интернете, рассказала «Кавказ.Реалии» директор таксопарка Мадина Цакаева. Сама Цакаева как-то воспользовалась услугами женщины-водителя и поняла: это комфортно.

«Мне с женщиной было удобно ехать, куда и когда хочу. Хотя и не могу сказать, что сталкивалась с грубостями со стороны водителей-мужчин. Я видела женские такси в соседних регионах и стало интересно реализовать такой проект в Чечне. Затем мы связались с девушками и провели опрос. Все были настроены положительно», – вспоминает собеседница.

Уже на ранних этапах работницам таксопарка приходилось сталкиваться с критикой, мол, «женщина за рулем – это неприемлемо».

«Но те, кто изначально был недоволен, воспользовавшись нашим такси, становился постоянным клиентом», – говорит Цакаева.

«Так, мужчина, который выражал недовольство нашей деятельностью, однажды вызвал наше такси для своей жены. С тех пор он наш частый клиент. Даже потом звонил, благодарил нас и извинялся. Но всем, конечно, не угодишь. Что наших женщин критикуют – это ни для кого не секрет», – признается она.

Основная клиентская база «Мехкари» – это женщины, которые по личным или религиозным соображениям предпочитают не находиться в одном автомобиле наедине с мужчиной. Поэтому нельзя сказать, что проект конкурирует с другими игроками на рынке такси в Чечне и отнимает у них клиентов.

Цены за услуги в «Мехкари» такие же, как по республике – 60 рублей за вызов и 15 руб. за каждый километр. А первые три километра включены в стоимость подачи автомобиля.

По словам директора, с финансовой точки зрения проект себя оправдывает. Однако компания испытывает серьезные трудности с наймом опытных водительниц.

«У нас дефицит не только опытных водителей с рабочим стажем, но и тех, кто отвечает заявленным критериям. Например, нам обязательно нужен поручитель, чтобы в случае чего мог отвечать. Всё-таки это женщина, ответственность за неё должна быть. Это главное условие нашего таксопарка. Бывает, выясняется, что у потенциальной работницы судимость или какие-то провалы в прошлых таксопарках», – перечисляет Мадина.

Водительниц, к слову, много, говорит Цакаева, но у «Мехкари» требования очень строгие. Кроме минимального трёхлетнего стажа, работниц проверяют на психологическую устойчивость.

По словам Мадины, в семье у сотрудниц «Мехкари» не возникает недопонимания из-за их работы. Родственников как раз-таки устраивает то, что они возят исключительно женщин и детей.

42-летняя водительница Зарина работает в компании седьмой месяц.

Единственное, что её беспокоит в работе, – это невозможность проводить больше времени с семьей. «Работа в такси, сами понимаете, – это утром вышел, ночью пришёл», – сетует женщина, не скрывая, впрочем, радости от самой деятельности в «Мехкари».

«Все говорят: ‘Как хорошо, что открыли это такси’. Получаем очень много благодарностей. Нас часто пропускают на дороге. Иногда водители-мужчины опускают стекло своей машины и говорят спасибо. Бывает, что муж фотографирует нашу машину, приходит домой и говорит жене: ‘Всё, будешь теперь ездить только на этом такси'», – улыбается собеседница.

По словам Зарины, часто сами мужчины звонят и заказывают такси для своих родственниц и жен.

«Мужья очень часто заказывают. Бывает, если у парня есть намерение жениться на девушке, то он тоже нам звонит и просит отвезти, куда ей надо. Даже подарки передают с нашей помощью», – продолжает она.

Собеседница сталкивается и с людьми, которые сомневаются в том, что «Мехкари» развозят исключительно женщин и детей. «Они часто интересуются: ‘А вы точно не берёте мужчин?’. Нет, мы не берём, у нас договор есть. Даже присесть в наше такси не имеет права ни один мужчина!»

У другой водительницы Индиры стаж 12 лет. В «Мехкари» она пришла только два месяца назад. Женщине жаль, что в компании не хватает водительниц и не удается выехать за каждым клиентом, коих большое количество.

Таксистка Индира и её коллеги

Таксистка Индира и её коллеги

«Проработав всего два месяца, могу точно сказать: женское такси крайне востребовано. Только расстраивает, что нас очень мало. Из-за этого иногда клиенткам приходится ждать до 40 минут! Ведь им некомфортно ехать с чужими мужчинами. Они нас прямо ждут!» — восклицает Индира.

Хоть водительниц и не хватает, но женщина уверена: компании нужно оставить требования к потенциальным работницам такими же жесткими.

«У нас женщины с детьми ездят. Бывает, что даже самих детей просят отвезти в школу или забрать оттуда. Поэтому такой водитель действительно должен быть на все сто», – подчеркивает она.

Индира признается, что, находясь за рулем, часто замечает пренебрежительное отношение к себе со стороны других автолюбителей.

«У нас чуть сложновато ездить, т.к. нас, женщин-таксистов, не очень любят другие водители. Некоторые агрессивно к нам относятся. Я ездила и в Москве, и в Чечне… Могу сказать, что есть очень много мужчин, которые меня удивляют: если так получилось, что ты их обогнала, то им обязательно нужно подрезать», – возмущается она.

Но большинство, по её словам, относятся к ним с пониманием и часто уступают дорогу. Например, когда в Чечне приходится встать на «аварийки», то «обязательно подъезжают, спрашивают, чем помочь и что случилось».

«Была приятно удивлена, ведь в Москве такого не встретишь», – обращает внимание Индира.

Оцените статью
Добавить комментарий