Особенности национальной цензуры

В Северной Осетии известные музыканты попали под каток цензуры национального телевидения. Передачу с их участием сняли за два часа до выхода в эфир. Местный сегмент интернета не перестает бурлить пятый день, споря о том, наша ли культура – рок-музыка?

Первоначально словосочетание «не наша культура» стало популярным после первого послания главы РСО-А Вячеслава Битарова. Он заявил, что «кальяны – это не наша культура». С тех пор выражение стало мемным – с его помощью все явления общественной жизни стали делиться на «наши» и «не наши».

Передача «Стулья» выходила на национальном телевидении в формате лампового ток-шоу. В выпуск, который должен был выйти 5 января, были приглашены рок-музыканты Александр Тедеев, Михаил Дзиов и Ренат Халитов. В анонсе программы, который доступен в сети, звучал вопрос «Если бы [основоположник осетинской литературы] Коста жил сейчас, был бы он в рок-тусовке?»

И вдруг передача исчезла из эфира. Как пояснила ведущая «Стульев», работающая под псевдонимом Кирико, у них «состоялся диалог с Тимуром Амурхановичем (директор национального телевидения – ред.), он объяснил, что формат программы не соответствует национальной политике».

«Он предложил отредактировать выпуск и, если удастся привести его в надлежащий вид, выпустить в эфир. В нынешнем виде выпуск в эфир невозможен. Со сменой руководства и сопутствующим ребрендингом происходит смена курса ТВ на более традиционное», – отметила девушка.

Позже один из анонимных телеграм-каналов, который причисляют к правительственным, разразился гневным комментарием.

«Иристон ТВ это именно национальное осетинское телевидение, – подчеркивают авторы канала ‘Ирон Сыфытт’ (орфография и пунктуация сохранены –​ ред.). – И оно должно пропагандировать именно осетинскую культуру, а не разных голубых певцов ртом или татуированных англоязычных певунов. В России и в мире есть куча площадок для пропаганды русской, английской, американской и иных культур. Иристон ТВ создано не для этих целей. И хватит стонать. Смените наконец место жительства».

Это стало поводом для волны обсуждений. «То, что написано в этом канале, – бред невежды, – заявил ‘Кавказ.Реалии’ лидер Blood Dealers Ренат Халитов. – В моей группе четыре осетина. В других группах их не меньше. Как может не быть осетинской культурой то, что создают осетины? Давайте тогда не ставить Шекспира в местных театрах, пусть там будут только национальные пьесы, а Гергиеву запретим играть Вивальди. Любой народ может существовать только до того времени, пока он соприкасается с другими культурами».

Участники "опальной" группы Blood Dealers

Участники «опальной» группы Blood Dealers

По словам Рената, на записи программы не затрагивалась политика, вся беседа шла в позитивном ключе.

«На вопрос ‘Нужно ли уезжать в Москву?’ я ответил, что периферия – это лучшее место, чтобы заниматься творчеством, – продолжает музыкант. – Мы были на суперпозитиве. Были рады, что у нас есть возможность говорить об интересных вещах с экрана. И мы не призываем отказываться от национальной музыки».

Еще один «опальный» музыкант Александр Тедеев считает снятие программы «результатом ошибочной политики, с недальновидным и необдуманным внедрением таких идеологических программ, как «Кӕд дӕ Ирон, уӕд де’взаг зон!» (‘Если ты осетин, ты должен знать свой язык’ – ред.) в сознание народа».

«Это позволяет любому человеку с чистой совестью обвинять других в незнании языка и в несоблюдении традиций, – считает Тедеев. – По сути, это возможность агрессивно навязывать свою точку зрения, давить психологически. Культура не должна навязываться с помощью агрессии. Не так надо было начать восстанавливать наш язык, не на фундаменте гордыни и тщеславия».

Рок-музыкант Александр Тедеев

Рок-музыкант Александр Тедеев

Александр не просто исполняет рок-музыку – они с отцом удачно смешали её с традиционными осетинскими мотивами.

«Песни наши звучат на родном южном наречии, на этой почве родился проект ‘Kroydon’, – рассказывает он. – Я считаю, что осетинская культура должна научиться идти в ногу со временем, иначе ей грозит самоаннигиляция, признаки которой мы уже наблюдаем».

Сотрудники национального телевидения рассказали «Кавказ.Реалии», что это – не первый случай цензуры.

«Первым таким стала программа ‘Ясный взгляд’, – поведали на канале. – Тогда еще были споры, кто именно из гостей стал персоной нон грата. Были претензии и к ведущему. Из новогоднего ‘огонька’ тоже вырезали нескольких человек. Кого-то за ‘нетрадиционную сексуальную ориентацию’, кого-то – вообще без объяснений причин. Убрали даже поздравление сверхпопулярного Matranga».

Обиженные артисты писали об этом в своих соцсетях, обращаясь к директору нацтелевидения Тимуру Гудиеву.

«Ваш [Гудиев] поступок ‘настоящего осетинского мужчины’ ещё раз доказал, что являясь держателем древней осетинской фамилии, гордиться мне становится всё меньше и меньше чем, – пишет Илья Гиоев (орфография и пунктуация сохранены – ред.). – Наверняка найдутся люди, которые поддерживают такую политику, но именно из-за таких людей я всё чаще думаю о том, что смена места жительства – не такая уж и плохая идея».

Музыкантов гораздо больше поддерживали, чем ругали. «Следуя логике некоторых, нужно накрыть нашу республику колпаком, чтобы сюда не попали бациллы иных культур, – возмутилась в разговоре с ‘Кавказ.Реалии’ местная жительница Наталья Кадиева. – При этом никого не волнует то, что звучит сейчас из каждого утюга, из каждой проезжающей машины и почти из каждого кафе: ‘Ты пчела, я пчеловод’, ‘до порога довела, а любви не дала’… Это ближе к традиционной культуре, видимо, раз все постоянно это слушают и переслушивают. И никто не против».

В общественной организации «Иудзинад», занимающейся сохранением традиционной культуре осетин, музыкантов тоже поддерживают.

«Рок-музыка в Осетии имеет право на существование, как и любая другая музыка, – заявил ‘Кавказ.Реалии’ лидер организации Батраз Кучиев. – У нее есть свои поклонники, а корни рок-музыки уходят глубоко. Что-то снимать с эфира – категорически неправильно. Если человек чего-то не понимает, но запрещает, то проблема не в музыке, а в человеке. Не хотел бы, чтобы национальное телевидение было местечковым. Это не играет на имидж телеканала».

Оцените статью
Добавить комментарий