Северная Осетия: технологии во вред

С каждым годом число интернет-мошенников растет, как и число пользователей интернета. Новые технологии используются все активнее, и нередко преступникам удается избежать наказания.

В Северной Осетии отмечена неуклонная тенденция увеличения числа преступлений, в том числе совершенных с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий. В день полиция регистрирует два или три таких заявления, а в целом их количество увеличилась за прошлый год на 10 процентов.

«Сложность заключается в том, что зачастую преступники живут в другом регионе России, а зачастую – за пределами России, – рассказывает следователь отдела по расследованию экономических преступлений Лариса Багаева. – Также немаловажный фактор – это долгие ответы на запросы из кредитных учреждений, компаний сотовой связи, которые находятся в других субъектах».

Самые популярные способы интернет-мошенничества не отличаются разнообразием. Чаще всего это звонок из банка с сообщением о несанкционированных транзакциях и просьба сообщить конфиденциальную информацию. Также популярно списание денег в интернет-магазинах-однодневках. Но иногда преступники экспериментируют. Так, в полиции до сих пор не знают, зачем понадобилось преступнику, получившему доступ к личным данным пользователя банка, открывать ему металлический счет и переводить его денежные средства в палладий.

«Преступники идут в ногу со временем. Они не стоят на месте. В последнее время они стали использовать IP-телефонию, где даже в детализации нельзя определить, с какого номера звонил преступник», – говорит Багаева.

Почти три года назад в полиции Северной Осетии создали группу по расследованию преступлений, совершенных в сфере информационных технологий.

«С момента ее создания замечена тенденция к увеличению раскрываемости, – отмечает Багаева. – Это очень сложно, но мы работаем, мы стараемся».

Психологи уверяют, что большинство «клиентов» интернет-мошенников – это пенсионеры.

«Люди пожилого возраста наиболее уязвимы, – рассказала «Кавказ.Реалии» психолог Анна Токорина. – Когда мошенники звонят жертве, они пытаются вызвать у человека стресс и заставить его совершить те действия, которые он в обычной ситуации бы не совершил. Преступники используют слова, которые заставляют волноваться: «заблокировано», «несанкционированно», «ваш внук попал в беду». Поэтому люди и не замечают в сообщениях банка фразы «никому не сообщайте этот код».

Специалисты рассказывают, что нет ничего удивительного, что преступник обращается к жертве по имени: при попытке перевести деньги по номеру телефона банк всегда пишет имя, отчество и первую букву фамилии владельца этого номера. Этих данных достаточно, чтобы «произвести впечатление».

«Самая большая опасность – это не технологии, а люди, – уверяет специалист в сфере высоких технологий и связи Илья Галин. – Существуют базы с персональными данных людей, и за определенную сумму некоторые люди готовы их продать. Очень часто используются домены, созданные буквально вчера. Поэтому советы, которые можно дать людям, банальны: не переходить по незнакомым ссылкам и быть очень внимательными, перепроверять всю информацию несколько раз».

Галин отмечает, что также очень часто людьми движет жажда легких денег. Так, к примеру, они оставляют большие суммы в онлайн-казино.

«Еще одна проблема – это анонимные мессенджеры, — говорит Галин. – Конечно, право на анонимность переписки прописано в Конституции, но некоторые недобросовестные люди используют эту анонимность для совершения преступлений».

Полиция утверждает, что ведет профилактическую работу постоянно: раздает листовки, вешает рекламные щиты, проводит ликбезы. Но это все равно не решает проблему. Как только какой-то способ интернет-мошенничества перестает приносить прибыль, умельцы придумывают новый.

Оцените статью
Добавить комментарий